ИП или ООО

ИП или ООО

Первый и самый главный вопрос, который встает перед человеком, решившим создать свой бизнес, это что лучше открыть: ИП или ООО. Для того чтобы принять правильное решение, нужно разобраться, в чем заключается разница в этих формах ведения бизнеса, взвесив все преимущества и недостатки.

Цена вопроса

Индивидуальным предпринимателем считается физическое лицо, которое для того, чтобы иметь право осуществлять предпринимательскую деятельность, прошел регистрацию в установленном порядке, но, без образования юридического лица.

ИП может стать как совершеннолетний гражданин Российской Федерации, так и несовершеннолетний в установленном Законом порядке (при согласии родителей, вступлении в брак, по решению суда или при наличии документального подтверждения о полной дееспособности).

Стоимость оформления своего дела в форме индивидуального предпринимателя зависит от способа осуществления данной процедуры. Это можно сделать:

  • самостоятельно;
  • с помощью посредника;
  • по Интернету;
  • по почте.

Наиболее экономным считается первый вариант, в виду того, что все необходимые документы нужно будет собирать самому. В Федеральную налоговую инспекцию нужно подать:

  • заявление;
  • ксерокопию паспорта и идентификационного номера;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины.

Выдача соответствующего свидетельства выдается после того, как вы оплатите пошлину в размере 800 рублей, и предоставите документы. В данном случае есть один нюанс: в случае заполнения заявления с ошибками вам могут отказать в создании записи, при этом сумма, которую вы оплатили, возврату не подлежит.

Чтобы минимизировать свои риски, можно обратиться за помощью к опытному специалисту юридической фирмы, разбирающемуся в данном вопросе. К его услугам относится:

  • консультация;
  • подготовка и подача необходимой документации.

В данном случае к расходам на оплату государственной пошлины (800 рублей) добавляется оплата услуг регистратора, размер которой зависит от их объема. Например, если это будет просто консультация, то она обойдется в несколько сотен рублей. Услуги «под ключ» стоят на порядок больше, здесь уже расчет идет в тысячах (в пределах 5 000).

12.2Есть еще один вариант сэкономить на фиксации факта создания ИП — это подача заявки через Интернет. В итоге вы экономите личное время и деньги, причем оформляется все быстро. Если же вы никуда не спешите, но не хотите стоять в длинных очередях, то можете отправить документы на подачу заявления по почте. Но в этом случае нужно будет еще оплатить расходы на то, чтобы нотариально заверить вашу подпись, а также оформление заказного письма.

ООО — это хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими лицами (юридическими и/или физическими). Число участников ограничено Законом, а учредительный капитал разделен на определенные документами доли, каждый из них несет риск убытков, но не отвечает по обязательствам ООО. Популярность данной правовой разновидности объясняется тем, что учредители подвергаются меньшим рискам потерять свой капитал и даже свободу, чем частный предприниматель.

Отсутствие необходимости делать большие финансовые вложения и простота оформления документов тоже является одной из причин оформления ООО среди предпринимателей. Подача заявления в налоговые органы заключается в следующем:

  • заполнение заявления по форме Р1 1001 — это можно сделать вручную или набрать на компьютере (можно воспользоваться помощью специальных программ);
  • оплата госпошлины — следует заполнить квитанцию и оплатить 4000 рублей. Стоит отметить, дата зачисления средств не должна совпадать с датой составления и подписания протокола;
  • предоставление решения о создании ООО, оно должно быть оформлено протоколом общего собрания учредителей;
  • подача учредительных документов юридического лица — они должны быть в двух экземплярах.

Если учредитель является иностранным юридическим лицом, то дополнительно еще необходим документ, подтверждающий его статус. Вышеуказанные документы должны быть проверены, подписаны и подшиты, а на обратной стороне каждого листа проставлен порядковый номер. В обязательном порядке и соответствующей форме указывается общее количество листов, ФИО учредителя, который несет ответственность за оформление, все это подкрепляется его подписью.

Срок создания записи об обществе с ОО составляет 5 рабочих дней, по истечению которых вы получаете:

  1. свидетельство о регистрации и о постановке на учет в налоговой службе;
  2. экземпляр устава с отметкой регистрирующего органа;
  3. лист записи ЕГРЮЛ.

Если вы решите воспользоваться услугами юридической фирмы, то к сумме госпошлины следует добавить еще стоимость услуг посредника, которая составит около 5000 рублей.

Если сравнивать, что лучше открыть по стоимости регистрации в налоговой службе, то выигрывает, конечно, ИП.

Системы налогообложения

Платежи и налоги индивидуальных предпринимателей делятся на 4 категории:

  1. фиксированные взносы «за себя» во внебюджетные фонды;
  2. аналогичные взносы с зарплаты работников;
  3. налоги в зависимости от системы налогообложения;
  4. дополнительные расходы, обусловленные видом деятельности.

12.3К первой категории относятся 2 фиксированных платежа, которые должны осуществляться: первый один раз в год (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), а второй — каждый квартал (Пенсионный фонд РФ), независимо от того, ведет предприниматель какую-либо деятельность или нет. С недавнего времени предприниматели, доход которых превышает 300 тысяч рублей в год, обязаны дополнительно платить 1% от общей суммы в ПФР.

Нанимая к себе работников, ИП берет на себя обязательство платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который удерживается в размере 13% от их зарплаты. Помимо этого, ежемесячно платятся еще страховые взносы.

Если говорить о налогах и платежах ООО, то в данном случае отсутствует категория фиксированных взносов «за себя». Независимо от того, на каком основании наемные работники выполняют свои функциональные обязанности (трудовой договор или гражданско-правовая основа), работодатель обязан исчислять НДФЛ и платить страховые взносы.

Примечание: генеральный директор считается таким же работником, как и вольнонаемные, соответственно, вышеуказанные отчисления должны делаться и с его заработной платы.

Существует 4 основные системы налогообложения, с которыми одинаково могут работать обе формы занятия предпринимательской деятельностью, а именно:

  1. общая — ОСН;
  2. упрощенная — УСН;
  3. единый налог на вмененный доход — ЕНВД;
  4. сельскохозяйственный налог — ЕСХН.

Преимуществом ИП в сфере налогообложения является возможность использовать патентную систему налогообложения, но это возможно, только если общая численность работников не превышает 15 человек. Сущность ПСН заключается в получении специального патента, освобождающего на определенное время от уплаты некоторых видов налогов.

Есть еще одна категория платежей и сборов, которые юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны вносить независимо от системы налогообложения. Сюда относится:

  • налог на производство/реализацию винно-водочных и табачных изделий, пива, деликатесов, предметов роскоши, автомобилей (все это считается подакцизными товарами);
  • государственный сбор на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • водный налог за использование природных или искусственных водоемов.

В отличие от ИП, ООО дополнительно обязано платить налог на игорный бизнес.

За пользование недрами, объектами животного мира и водных биологических ресурсов владельцы различных форм предприятия, имеющие специальные разрешения и лицензии, тоже обязаны вносить фиксированные сборы.

Определяя, какая форма лучше по количеству налогов, опять же таки, выигрывает ИП.

Условия приема сотрудников

Последовательность действий при приеме на работу сотрудников для ИП и ООО отличается только в одном. В первом случае перед тем, как заключить договор с сотрудником, предприниматель должен зарегистрироваться в Пенсионном фонде, а также в Фонде социального страхования. Что же касается организации, то со стороны ее учредителей подобных действий не требуется, потому что постановка на учет во внебюджетных фондах была осуществлена без участия организации, т.е. автоматически при ее создании.

12.4С новым сотрудником может быть заключен трудовой или гражданско-правовой договор. Эти документы имеют определенные отличия, а необходимость заключения того или иного определяется в индивидуальном порядке. Например, если планируется, что работник на протяжении длительного времени будет выполнять определенный вид работы, например, продавать товар, охранять объект, водить машину или вести бухгалтерский учет, то заключается трудовой договор. В случае найма человека для выполнения разовых заданий, ограниченных по времени, например, для ремонта офисного помещения, рекламы, разработки сайта, заключается гражданско-правовой договор.

Все остальные действия одинаковы, и для правильного оформления приема на работу нужно соблюсти следующую последовательность:

  • получить от потенциального работника паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство, документы воинского учета, а также об образовании;
  • попросить у сотрудника написать заявление;
  • подписать трудовой договор, который должен быть составлен в двух экземплярах;
  • оформить приказ о приеме на работу;
  • завести личную карточку по форме Т-2;
  • внести соответствующую запись в трудовую книжку.

Оформление полиса обязательного медицинского страхования в обязанности предпринимателя или организации не входит, этим занимается сотрудник.

Какие перспективы на будущее?

Если вы делаете первые шаги в деле, и к тому же не совсем разбираетесь в бухгалтерском учете, в таком случае выгоднее открыть ИП. Но при этом должен быть выбран не слишком рискованный вид деятельности, которую можно будет в любой момент приостановить или вовсе прекратить без существенных потерь. Целесообразно оформление физического лица как индивидуального предпринимателя и в том случае, если за пределы собственных возможностей никто выходить не собирается.

Если же вы рассчитываете на увеличение масштабов, то лучше сразу создать ООО или, как вариант, принять в этом участие. Кроме того, вы можете быть единственным учредителем общества. В этом случае открывается намного больше возможностей, при этом степень ответственности за последствие конкретных действий несколько снижается. Являясь владельцем или соучредителем фирмы, вы получаете все социальные права и в полном объеме.

Явные преимущества и недостатки

Чтобы понять, что же все-таки лучше, нужно определить, что перевешивает достоинства определенной формы оформления дела или ее отрицательные качества. Для более четкого понимания не помешает ознакомиться с приведенными ниже сведениями.

Таблица №1

Преимущества индивидуальной формы Недостатки
1.    отсутствует четко установленный размер уставного капитала;

2.    небольшое количество финансовой отчетности, которую необходимо предоставлять контролирующим органам;

3.    предоставление льгот по страховым взносам, а также фиксированные суммы платежей;

4.    нет никаких требований к тому, чтобы вести полноценный бухгалтерский учет;

5.    возможность использования патентной системы налогообложения;

6.    простая система документального оформления;

7.    размер государственной пошлины не велик и составляет 400 рублей.

1.    существуют ограничения относительно ведения некоторых видов деятельности. Это касается розничной торговли алкогольными напитками и банковского дела;

2.    даже если имущество, находящееся в собственности предпринимателя, не участвует в деятельности, оно все равно подвергается риску;

3.    могут возникнуть проблемы с кредитованием, привлечением инвесторов и контрагентами;

4.    отсутствие четко прописанных законов относительно интересов, из-за чего отстаивать их приходится только через суд.

 

Таблица №2

Преимущества ООО Недостатки
1.    возможность увеличения компании за счет привлечения инвесторов. Это позволяет в дальнейшем стать ОАО и выйти на мировой рынок и даже участвовать в биржевых операциях;

2.    намного проще работать с контрагентами, например, получить отсрочку или рассрочку платежей по кредиту;

3.     велика вероятность, что благодаря удачно созданному бренду, вашу компанию будут узнавать на рынке;

4.    общество с ограниченной ответственностью имеет привилегии в кредитовании на крупные суммы, а также это касается использования банковских услуг.

1.    процедура регистрации несколько усложненная;

2.    размер госпошлины составляет в 10 раз больше, чем при индивидуальной форме;

3.    необходимость ведения отчетности перед контролирующими органами в больших количествах;

4.    ответственность по обязательствам гораздо больше, хотя отсутствует риск потерять личное имущество;

5.    ведение полноценного бухгалтерского и налогового учетов обязательно.

На основании вышеизложенной информации можно сделать вывод, что решение по поводу регистрации ИП или ООО зависит от различных факторов и конкретного случая, но принимать его нужно обдуманно.


Похожие записи

Комментариев: 0
Еще нет комментариев

Вы можете быть первым Комментировать

Оставить комментарий

Войти с помощью: