
Как правильно составлять бизнес-план?
Первым и немаловажным этапом на пути создания нового бизнеса или предприятия является составление бизнес-плана. Естественно, в бизнес-плане полностью отражаются все ожидания создателя о вложении средств и получении прибыли от вложений. Составляется бизнес-план не менее чем на 2-3 года функционирования предприятия. Российское законодательство как на федеральном уровне, так и на региональном, никак не регламентирует написание подобных документов. При создании бизнес-планов обычно руководствуются международными стандартами и правилами написания, такими как KPMG или же UNIDO и т. п.
1. Резюме
Большинство разработчиков не уделяют данному разделу должного внимания. Но большинство потенциальных инвесторов судит о перспективности или отсутствии таковой бизнес-плана именно, основываясь на информацию с него. По большому счету раздел «Резюме» пишется, когда все уже составлено, и содержит краткую характеристику всего проекта.
2. Бизнес и стратегия в целом
В сущности, данный раздел предназначен для краткого, но емкого описания целей; задач, решаемых новым или реорганизуемым предприятием; проблем, с которыми придется столкнуться, и способов их решения. В данном же разделе описываются и краткие перспективы проекта, достижимые при решении всех вопросов.
3. План маркетинга
Служит для описания товаров и услуг, предлагаемых предприятием; преимущества перед конкурентными предложениями. Дается описание предполагаемых или существующих рынков сбыта продукции. Здесь же дается описание предполагаемой рекламной компании, ее бюджета и отдачи.
4. План производства
В данном разделе дается расчет планируемых издержек, как постоянных, так и переменных; делается расчет себестоимости продукции или услуг. Не лишним будет и указание общей информации о предприятии, такой как имеющиеся или планируемые производственные мощности, состав работников и прочее.
5. Юридический план
Раздел предназначен для указания информации о правовом статусе предприятия; о наличии или необходимости получения разрешений или лицензий на осуществление деятельности, заявленной в бизнес-плане. Тут же расписывается порядок получения необходимых разрешений или лицензий и затрат на получение, в том числе государственных пошлин, командировочных затрат и прочего.
6. Организационное планирование
Данный блок предназначен для подробного описания процесса руководства предприятием или организацией. Полностью расписывается необходимый состав специалистов различного рода и их взаимодействие. Дается описание предполагаемого штата предприятия. Описываются методы и способы материального поощрения работников различного уровня.
7. Финансовый план
Служит для описания и расчетов основных и вспомогательных издержек, калькуляции себестоимости, полных расходов на реализацию проекта. Данный раздел тесно увязывается с планом производства и маркетинговым планом. В этом же разделе дается описание источников финансирования, предполагаемого движения, как входящих, так и исходящих финансовых потоков.
8. Анализ эффективности бизнес-проекта
Раздел служит для описания эффективности проекта как экономической, так и социальной. Здесь же описывается чувствительность к факторам внешней среды, таким как изменения законодательства, изменение конкурентной среды и прочего.
9. Риски и гарантии
В данном разделе потенциальному инвестору предоставляется информация о гарантиях и сроках окупаемости вложенных средств. Описываются возможные риски, связанные с изменением, как внутреннего положения предприятия, так и внешних обстоятельств.
10. Приложения, схемы и таблицы
Данный раздел служит для размещения всех графиков, таблиц, схем, на которые имеются ссылки в бизнес-плане. Графики и таблицы должны содержать сведения и информацию, подтверждающие тезисы, приведенные в остальных разделах бизнес-плана.
Вышеприведенное описание бизнес-плана является наиболее охватывающим, но не строго обязательным. Построение персонального плана должно строиться в соответствии с требованиями конкретного проекта и учитывать его особенности.
Рекомендуется представлять бизнес-план в виде отчета, распечатанного и прошитого в виде брошюры. Средний размер бизнес-плана колеблется в пределах 20-60 стр. отпечатанного текста, снабженного графиками, схемами и таблицами. Иллюстрирующие материалы, служащие не для информации, а для подтверждения приведенных данных, должны быть размещены в приложениях. Первым листом идет титульный лист, на котором размещается информация о предприятии, его организационно-правовой форме, адресе, существующем или предполагаемом. Указывается и ФИО создателя бизнес-плана, его паспортные данные и год написания.
Подводя итог в целом
Составление бизнес-плана не является обязательным. Многие создатели предприятий предпочитают действовать по наитию. Но инвестор, планирующий вложить деньги, предпочитает оперировать конкретными цифрами и данными, которые можно прочитать и сопоставить, а не просто полагаться на устные заверения. В таком случае составление бизнес-плана не будет излишней тратой времени и сил.
Вы можете быть первым Комментировать