Роль бизнес-плана в развитии компании

Роль бизнес-плана в развитии компании

В каждом деле невероятно важную роль играет подготовка и планирование задуманного. Если говорить о бизнесе, то непременной частью его успеха является удачный бизнес-план.

Успех приходит к тем, кто подготовлен

(чешская пословица)

Бизнес-план — это не просто удобная форма представления ожиданий и целей развития компании, но также инструмент презентации планов и намерений компаний банкам или потенциальным инвесторам в том случае, если для достижения поставленных целей необходимо дополнительное финансирование. За разработку бизнес-плана ответственны владельцы или топ-менеджмент компании, в том числе и финансовый директор. Последний часто контролирует реализацию бизнес-плана. Что же касается самой реализации, то успех зависит от всех подразделений компании.

Бизнес-план — это идеи развития бизнеса и описание путей их достижения в рамках определенного времени. В основном, бывают долгосрочные бизнес-планы, которые отражают стратегию компании, или же краткосрочные — операционные планы. Стратегические планы разрабатываются владельцами или топ-менеджерами компании, людьми, которые лично принимают решения по развитию компании. Они помогают потенциальным клиентам и банку понять и оценить реалистичность ожиданий относительно развития бизнеса, что в свою очередь может влиять, например, на принятие решения о кредитовании.

Грамотный бизнес-план содержит следующие элементы: структуру доходов и расходов компании, объем продаж товаров или предоставления услуг, прибыльность данного продукта / услуги, структуру и ликвидность активов с учетом дальнейшего развития. Также есть расчет того, сколько нужно внешнего финансирование за счет инвестирования. Бизнес-план должен обязательно включать анализ рынка и возможные изменения на рынке. Важно указать риски и возможности бизнеса, базу клиентов и поставщиков / партнеров, в том числе стабильность торговых договоров с партнерами. И главное необходимо проанализировать конкурентную среду и в чем сильные стороны и преимущества вашего бизнеса перед конкурентами.

Если ваш план не реализован, то в первую очередь нужно понять причины. Неспособность реализации задуманного произошла в результате непредвиденной ситуации или же из-за отсутствия должного управления проектом? Также стоит оценить насколько серьезная разница между ожиданиями и реальной ситуацией. Обычно бизнес-план бывает неудачным из-за того, что он был не совсем грамотно разработан, в том числе содержит следующим ошибки:

  • Слишком оптимистичные ожидания;
  • Откладывание реализации проекта (например, из-за задержки сырья от поставщика, плохих погодных условиях, при которых нельзя продолжать строительство или сбора урожая);
  • Неправильные прогнозы объема производства, развития цены на сырье и готовую продукцию;
  • Не учет валютных рисков;
  • Неточная оценка развития рынка и спроса;
  • Ошибки менеджмента.

Несмотря на то, что бизнес-план — это тот инструмент, который руководит деятельностью компании, никто не застрахован от возможных изменений на рынке или недостаточного просчета при составлении этого «фундамента» бизнеса. Поэтому иногда приходится прибегать к некоторым его коррективам. В частности, многое зависит от того, для чего был написан бизнес-план. Если речь о долгосрочном плане, то вполне логично, что время от времени поставленные задачи и цели пересматриваются. Для успеха каждого плана желательно, чтобы отклонения от него не были существенными. Именно поэтому в бизнес-плане следует прописывать пессимистический сценарий, который продемонстрирует жизнеспособность проекта в том случае, если что-то пойдет не так, как ожидалось. Качественный бизнес-план должен учитывать риски, которые в состоянии оказать влияние на его успех реализации, а также прописывать меры, которые должны быть приняты в случае каких-либо изменений. При составлении плана важно четко указать рамки, при которых проект по-прежнему считается еще успешным, а при каких — уже нет.

Банк, как финансовый партнер, понимает, что бывают хорошие и плохие времена, поэтому он старается поддерживать своих клиентов при возникновении проблем. При этом, банк может более реалистично оценивать планы клиента, чем руководитель или владелец компании, который имеет эмоциональную связь с компанией и склонен оптимистично видеть перспективы. Для банка бизнес-план клиента является своеобразной визитной карточкой компании, которая демонстрирует видение бизнеса в определенный период времени, для руководства и владельцев компании он является дорожной картой к успеху.


Похожие записи

Комментариев: 0
Еще нет комментариев

Вы можете быть первым Комментировать

Оставить комментарий

Войти с помощью: